Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.
Откровение 1:20
Ириней Лионский (ок.130г. — ок.200 г.)
«По Своей бесконечной любви Христос сделался как мы, дабы и нас соделать Собою в совершенной полноте».
Иринея Лионского называют западным отцом Церкви, отстаивавшем истинное Христианство перед лицом различных еретических учений и гностицизма. Он принадлежал к поколению, непосредственно следовавшему за Мужами Апостольскими. Применяя данные нам Богом правила для выбора посланника для каждого периода, мы, не колеблясь, заявляем, что на позицию посланника Смирнского периода церкви был поставлен Господом Ириней.
Ранние годы жизни
Исторические памятники не дают определенных указаний ни о месте, ни о времени рождения епископа Лионского. Более вероятно мнение, что он родился во второй четверти II-го века, около 130 г. по Р. Хр. Ириней происхождения греческого, родился в Малой Азии, в Смирне, в западной части сегодняшней Турции — где жил и действовал славный Поликарп. Еще в отроческом возрасте он был приведен своими христианскими родителями к престарелому мужу апостольскому. О последнем обстоятельстве Ириней в позднейшие годы своей жизни передает свое воспоминание в живых и трогательных словах.
Кроме св. Поликарпа Ириней знал и других мужей, обращавшихся с апостолами: он слышал их слова и видел их дела. Живя в Смирне, славившейся тогда просвещением, Ириней с ранних нор познакомился с произведениями греческиx поэтов и хорошо изучил философские системы греков, и особенно сочинения Платона
Поликарп
У Иринея была особая связь с апостольской эпохой. Он лично слышал проповеди Поликарпа Смирнского, который не только являл собой образец христианской веры и мученичества, но и сопровождал Иоанна, Филиппа и других апостолов в их странствиях. « По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце, и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти».
“Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа“ - обращается Ириней к своему другу Флорину -...Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы с народом, его дружеское общение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа - то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах... По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца... Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: «Боже благий! До какого времени сохранил Ты меня, что я должен переносить это?» И потом ушел бы из того места, где сидя или стоя, слышал такие речи!
Нет сомнений, что, сидя у ног этого великого мужа, Ириней научился христианской благодати, которая потоком устремилась из его посвящённой жизни, ибо Поликарп был воистину одним из прославленных святых всех веков, когда мы смотрим на него, стоящего во свете безупречной жизни. Поликарп был учеником апостола Иоанна и лично им был рукоположен на служение в последние годы жизни апостола. Поликарп сидел у ног Иоанна Богослова и внимал его учению. Ириней сообщает, что именно апостолы назначили Поликарпа епископом Смирнским. Тогда Поликарп был молодым человеком, во времена же Марка Аврелия он был глубоким старцем. В 155 году Поликарп был приглашен в Рим Папой Римским Аникитой для того, чтобы обсудить с ним волновавший тогда Церковь спорный вопрос о дне празднования Пасхи. Спорящие так и не пришли ни к какому согласию, хотя расстались полюбовно, церковного разрыва не произошло, несмотря на всю остроту этого спора. Очень скоро после возвращения в Смирну Поликарп пострадал за Христа. Арестован он был в Малой Азии и публично сожжен на костре в 166 году. Будучи приведенным на суд, Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Тогда его насквозь пронзили мечом. Внезапно вода хлынула из его пронзённого бока, заглушая пламя. Действительно, все увидели, как из его груди вышел дух в виде белого голубя, удаляясь от него.
К этому великому свидетельству надо добавить, что Поликарп не воинствовал против системы николаитства, он сам примкнул к организации, не сознавая, что это желание общения, и то, что казалось хорошим планом способствовать делу Божьему, на самом деле было вражеской уловкой.
Ириней — епископ Лионский
Достигши зрелых лет, Ириней отправился с востока на запад в Галлию (нынешнюю Францию), он был послан туда св. Поликарпом для распространения христианства. Здесь в Лионе была в то время цветущая христианская церковь, во главе которой был епископ Пофин. Ириней ревностно и с успехом для дела христианства подвизался в пределах Лионской церкви и помогал своему престарелому епископу в исполнении его трудного служения.
В 177 году началось сильное гонение на христиан и продолжалось десять лет. Первой жертвой этого гонения стал престарелый епископ Пофин, который посеял семена Евангелия в Галлии, придя туда из Малой Азии. Умер он в своей камере после одного из допросов. Ириней был избран на его место в епископа Лионского.
В сане епископа первою заботою Иринея было залечить раны, нанесенные лионской церкви страшным гонением, облегчить участь пострадавших от него, утешить тех, кто оплакивал смерть близких людей. Стараясь о распространении веры Христовой между язычниками, он —по словам Григория Турского — «в короткое время почти весь город сделал христианским». По преданию, сохранившемуся в мученических актах, он посылал для проповеди Евангелия некоторых из своих пресвитеров и диаконов и в отдаленнейшие части Галлии — Безансон и Валенсию.
Особенно благотворное, достойное своего имени, влияние оказал Ириней в споре о дне празднования Пасхи между римским епископом Виктором и азийскими церквями. Чуждый христианской терпимости, римский епископ Виктор решился положить конец разности. Он потребовал безусловного согласия малоазийских церквей с обычаем римской церкви, и грозил отлучить не соглашавшихся от церковного общения. Такой поступок Виктора вызвал осуждение со стороны многих епископов, как восточных, так и западных, хотя они держались мнения и обычая защищаемого Виктором. В числе других и Ириней от лица галльских христиан написал послание к Виктору, в котором предупреждал, что если Виктор будет продолжать двигаться в таком русле, то это разорвет церковь на куски. В 190 или 191году Ириней посетил Рим, чтобы встретиться с Виктором, который получил и принял его упреки. Ириней, миротворец по имени, был миротворец и по нраву.
Ириней жил недолго после восстановления мира. Григорий Турский передает, что он погиб смертью мученика в гонение императора Септ. Севера (около 202г.)
Против ересей
Но более известна нам другого рода деятельность лионского епископа. Ириней был одним из первых учителей Церкви, изложившим свои идеи в систематической форме. Издавна существовавшие близкие и легкие сношения между Малой Азией и Галлиею привели немало лжеучителей и на берега Роны. Видя опасность, какой подвергались люди простодушные и тщеславные, Ириней принял деятельные меры против распространявшихся лжеучений: устно и письменно он старался обличать их нелепости и обратить заблудившихся к здравой вере и истинно христианской жизни. Плодом его многолетней пастырской деятельности остались "Опровержение и победа над мнимым гнозисом" или "Против ересей", и "Доказательство апостольской проповеди". Все остальные его труды имеются лишь во фрагментах. Простирая свою заботливость за пределы своей паствы, он писал послания к римским пресвитерам Власту и Флорину для обращения их от заблуждения.
Книга "Против ересей" посвящена полемике с гностиками и маркионами, которые в годы епископства Иринея представляли собой наиболее серьезную опасность для христианства.
Гностици?зм ( gnosis — «знание, познание, познавание»)— религиозное направление, включающее в себя множество различных учений, нередко противоречащих друг другу, но объединённых общим принципом: творцы и приверженцы этих учений считали себя носителями великого тайного знания — Гнозиса. Гностицизм состоит из многих систем веры, которые объединили элементы, взятые от азиатских, вавилонских, египетских, греческих и сирийских языческих религий, из астрологии, также из иудаизма и христианства.
Истины, которые отстаивал Ириней
Ириней доказывал, что Ветхий Завет и Новый Завет представляют собой единое целое, связанное цепью Откровений.
Бог обоих Заветов - один и тот же Бог. "Ни Господь, ни Святой Дух, ни Апостолы, - писал он, - никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог. И тот и другой Завет произвел один и тот же Домохозяин - Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, Который говорил с Авраамом и Моисеем, а в последние времена возвратил нам свободу и умножил происходящую от Него благодать"
Самое же достоверное и прочное учение отражено лишь в четырех истинных Евангелиях - так учил Ириней в противовес многочисленным возникшим тогда посланиям и евангелиям, так же доказывая, что все они написаны не во времена апостолов, а сравнительно недавно. "Матфей, - пишет Ириней, - издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия. Марк, ученик и переводчик Петра, передал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время своего пребывания в Эфесе Азийском"
У него было также ясное понимание в вопросе о Божестве. И поскольку он был учеником Поликарпа, который в свою очередь был учеником святого Иоанна, мы доподлинно знаем, что у него было совершенное учение, насколько это возможно, по этому предмету. "Все другие выражения также выявляют титул одного и того же самого существа, - Господь Силы, Господь, Отец всего, Бог Всемогущий, Всевышний, Творец, Создатель и подобные этому - это имена и звания не преемственности различных существ, но одного и того же самого". Он ясно указал, что это не что иное, как титулы, такие, как Шаронская Роза, Яркая и Утренняя Звезда, Прекраснейший из Тысяч и т.д. Это не кто иной, как ОДИН Бог. Его Имя - Господь Иисус Христос.
Основная мысль Иринея заключается в очень простом утверждении, которое мы можем прочесть в начале Евангелия от Иоанна: “Слово стало плотью”. “Единственный истинный и верный Учитель, Слово Божие, наш Господь Иисус Христос по Своей бесконечной любви сделался как мы, дабы и нас соделать Собою в совершенной полноте”
Ириней Лионский учил, что мир был специально создан Богом, как трудное место испытания, где человеческие существа вынуждены принимать нравственные решения. Ириней сравнивает смерть с китом, который проглотил Иону: только в глубине чрева кита Иона мог обратиться к Богу и действовать в соответствии с Божественной волей. Аналогичным образом смерть и страдания являются злом, но без них мы никогда не могли бы прийти к познанию Бога.
Насчет церквей, следовавших еретическим учениям, Ириней категорично заявлял, что они бессильны и не обладают и даже отвергают духовные дары - они не могут ни дать слепому зрение, ни глухому слух, ни изгнать любой вид демонов – за исключением тех, которые переходят сами по себе. Не могут они принести исцеление ни немощному, ни хромому, ни парализованному или страдающему любой другой болезнью. Они далеки от того чтобы воскрешать мертвых – как это делал Господь и апостолы через молитву, и как это уже часто делается в братстве или по необходимости – всей Церковью, когда после поста и молитвы святых дух покойника возвращается. Они даже не считают, что это возможно!
В заключение
Ириней воинствовал против организации в любой форме. Так же жизнь его служения Господу - это история ярких примеров проявления Святого Духа; Слово преподавалось с необычайной ясностью и чистотой, в согласованности с изначальными наставлениями. Его церкви во Франции были известны наличием даров Духа, святые говорили на иных языках, пророчествовали, молитвой веры поднимали мёртвых и исцеляли больных. Он видел опасность любого рода организованного братства среди пресвитеров, пасторов и т.д. Он твердо стоял за сплочённую, наполненную Духом, проявляющую дары поместную церковь. И он был в чести у Бога, ибо сила Божья проявлялась среди святых.
Одну замечательную фразу Иринея часто цитируют: «Жизнь в человеке - это слава Божия; жизнь человека заключается в том, чтобы видеть Бога».
Строгая приверженность Иринея Слову, его удивительное понимание Писания и присутствие в его служении силы Божьей подтверждают правильность этого выбора для того периода. К сожалению, в посланниках последующих периодов не было такого равновесия плодов, силы и руководства в Духе Святом и в Слове.
Книга Иринея Лионского - "Доказательство апостольской проповеди"
Книга Иринея Лионского - "Против ересей"