Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Откровение 1:20

Джон Веслей

17 июня 1703 - 02 марта 1791гг
Эпуэрт, графство Линкольншир. Великобритания.


Джон Веслей был не только реформатором церкви, но также и посланником Филадельфийского Периода Церкви — с 1750 по 1906 год нашей эры. И это период «братской любви».Веслей учил, что оправдание является предпосылкой освящения, и к нему надобно стремиться. Целью "христианского совершенства" является, по его словам, достижение состояния свободы от злых помышлений и наклонностей. "Несмотря на всю дарованную нам благодать, мы не можем искоренить дела плоти. Мы определенно не сможем этого до тех пор, пока наш Бог не соблаговолит сказать нам во второй раз: "Очиститесь". Лишь тогда будет снята проказа, разрушен злой корень, плотское помышление". И Джон Веслей проповедовал об освящении — это и было его посланием, данное ему Богом для Церкви.

Джон Веслей родился 17 июня 1703 года в семье пастора, приверженца англиканской Высокой церкви. Он был пятнадцатым ребенком. На службе англиканской церкви стоял не только его отец: еще его дед и прадед были представителями духовенства.

Мать - замечательная воспитательница

Дети в семье Веслей были хорошо воспитанными и получили хорошее образование, несмотря на то, что они были очень бедными. Мать, Сузанна Веслей, была их учительницей. Несмотря на то, что домашние обязанности занимали у нее очень много времени, она твердо придерживалась того, чтобы уже в пять лет обучить каждого ребенка алфавиту. Затем она обучала своих детей обычным школьным предметам и религии. Каждая девочка учила греческий, латинский и французский языки и, кроме того, получала уроки ведения домашнего хозяйства.
          Госпожа Веслей старалась несколько часов в неделю посвящать каждому из детей в отдельности. Она также находила время, а может быть, назначала себе время беседовать с ними о Боге и молиться. По вечерам в четверг она занималась с маленьким Джоном. Это производило на того большое впечатление, и он помнил об этом, даже когда уже был студентом Оксфорда. В своих письмах того времени он часто обращался к ней с просьбой и дальше вспоминать о нем по вечерам в четверг. Однажды, когда Джону Веслею было всего только шесть лет, в старом доме пастора начался пожар. Из горящего здания всем удалось выбежать, не хватало только маленького Джона. Отец уже хотел было вернуться, чтобы отыскать малыша, но его удержали, так как балки грозили вот-вот обрушиться.

Все это время маленький Джон спал. Когда же одна сторона дома обрушилась, он проснулся от грохота. Мальчик поспешил к окну. Так как лестницы вблизи не оказалось, соседи взбирались на плечи друг другу, пока не достигли уровня окна. Им удалось спасти мальчика за несколько минут до того, как обрушилась крыша. Об этом переживании Джон тоже еще очень долго помнил. Позднее он был твердо уверен, что тогда Бог спас его жизнь, потому что предусмотрел для него нечто особое. Когда Джону было десять лет, отец привез его в Лондон для учебы в привилегированной школе Чартерхаус, основанной герцогом Бекингемом. Там он получил солидное образование, пожалуй, самое хорошее, какое можно было получить тогда в Англии. Он изучал древние языки: древнееврейский, греческий и латынь; математику и естественные науки.

Годы учебы в Оксфорде

В семнадцать лет Джон окончил школу и начал учиться в университете Оксфорда. Впервые он был предоставлен самому себе. Несмотря на тот факт, что теперь он встречался с другими студентами - из которых многие вели легкомысленную и аморальную жизнь, - он доказал теперь, какое большое влияние оказало на его жизнь христианское воспитание, и выделялся примерным образом жизни.
          За время учебы Джон приобрел много друзей. В своей среде он был живым и умным, а кроме того, обладал поэтическим даром. Не удивительно поэтому, что он часто был в центре каждого общества, в которое его приглашали. Он всегда был желанным гостем во многих семьях студентов-однокурсников, живших в ближайшей к университету местности. Следуя по стопам своего прадеда, деда и отца, Джон Веслей решил стать священнослужителем. Свою первую проповедь он сказал в маленькой сельской церкви в Саут Лей. Сдав государственные экзамены, Джон Веслей сначала работал в качестве помощника своего отца в Линкольншире, а потом его назначили членом Совета Линкольн-колледжа, - должность, которую он занимал в течение 25 лет.

В это время Джона все больше влекло к англиканской церкви с ее формами и церемониями. Он также высоко ставил серьезное религиозное воспитание. Он вставал в четыре часа утра, регулярно постился, работал ревностно, и до предела напрягал свои силы. Он посещал заключенных в тюрьмах, в которых тогда господствовали ужасные условия, и пытался внести хотя бы немного света в жизнь заключенных. Он обучал детей, у которых не было никого, кто бы мог заботиться о них. Но, несмотря на эту неутомимую религиозную деятельность, несмотря на множество тщательно подготовленных проповедей, он не мог избавиться от чувства, что жизнь его пуста и не имеет плода для вечности. Он не мог привлечь массы народа. Его проповеди не способствовали обновлению людей, совесть их не пробуждалась, а сердца не оттаивали.

Через некоторое время его младший брат Чарльз тоже приехал учиться в Оксфорд и в содружестве с другими серьезными студентами основал там группу, которая получила название "святой клуб". Там они встречались для молитвы, изучения Библии и обмена мыслями. Они регулярно посещали богослужения с вечерей Господней. С течением времени из-за их образа жизни студенты, насмехаясь, прозвали их "методистами". В 1732 году к кружку Веслея примкнул и Джордж Уайтфильд.

"Приключение Джорджия"

В октябре 1735 года Джон и его брат Чарльз поехали в Америку для проповеди Евангелия языческим племенам индейцев. Джон хотел вступить в должность капеллана в Саванне, штат Джорджия, тогда как Чарльз должен был приступить к должности секретаря у основателя и губернатора этого штата, генерала Оглторпа. Во время путешествия у них состоялось знакомство с гернгутеровскими миссионерами; во время страшного шторма, разразившегося в океане, братья Веслей были поражены их удивительному спокойствию и упованию на Бога в момент воцарившегося среди пассажиров смятения и отчаяния.
          Джон регулярно проводил богослужения, посещал каждый дом и основывал школы для детей переселенцев. Он также попытался привлечь к своей образовательной системе индейцев, но те, однако, уклонились.
          Джон был необычайно активным, но при этом не пользовался популярностью. Сам того не сознавая, он всегда был в поисках истинного общения с Богом.
          Тем временем Чарльз Веслей поссорился с губернатором и поэтому возвратился в Англию; вскоре после него на родину последовал и его брат Джон. "Приключение Джорджия", начавшееся так обнадеживающе, не продлилось и два года и кончилось горьким разочарованием.

Наконец-то уверенность в спасении

Несмотря на то, что как Джон, так и Чарльз были твердо верующими, ни один из них не жил в сознании того, что полностью предоставил свою жизнь Господу. Джон вновь и вновь читал историю обращения Павла и молился, чтобы и его, также осиял свет и подарил ему уверенность, что Иисус Христос, его Господь, принял его. Оба брата серьезно подвизались в познании истины.

Поворотным пунктом в жизни Джона стало религиозное переживание, испытанное им в молитвенном помещении на Олдергейт-стрит в Лондоне. В этот момент (он запомнил даже час – «без четверти девять» 24 мая 1738) он преисполнился уверенностью, что Бог, ради Христа, простил ему все грехи. Все сомнения и внутренние конфликты уступили место непоколебимой уверенности, с которой он с тех пор начал проповедовать Евангелие. Чарльз также приобрел уверенность в спасении.

С того дня для Джона Веслея все изменилось. Самым большим желанием для него было разделить это переживание с другими, которые еще не испытали истинной радости в Господе. Он начал проповедовать в церквях. На его проповеди стекались люди. Его проповедь была так проста, непосредственна и убедительна, что многие, тяготившиеся под гнетом греховной жизни, совершали покаяние и обращались.

Одаренные редким талантом проповеди, Джон Веслей и Уайтфильд привлекали в церкви небывалое количество слушателей, и вскоре английское духовенство начало смотреть на их деятельность с недовольством и недоброжелательством. В результате им было запрещено проповедовать в зданиях англиканских церквей. Это привело к тому, что Уайтфильд начал проповедовать Евангелие под открытым небом, получив тем самым возможность проповедовать Евангелие еще большему количеству людей. Его примеру последовал и Джон Веслей, хотя и не без смущения. Он сам говорит об этом так: "Мне трудно было свыкнуться с этим методом проповеди, и я должен был преодолевать свое смущение, чтобы проповедовать благую весть Евангелия вне церковной обстановки".

И все же, а скорее всего именно поэтому, сотни людей приходили слушать его. Но англиканское духовенство изгоняло его не только из зданий, но и отовсюду, где бы он ни проповедовал им истину; так что дело дошло до того, что ему пришлось делать это на кладбище, стоя на могиле своего отца, откуда они не могли его прогнать.
          Деятельность Джона Веслея и Джоржа Уайтфильда была необычайно успешной. Они вели борьбу с "новым богословием" и заблуждением деистов (модернистов). Они в ярких красках рисовали грядущий суд Божий и звали людей к покаянию и обращению ко Христу, как Спасителю грешников. И люди слушали их с глубочайшим вниманием и, потрясенные их проповедью, падали на колени, отдавая свою жизнь на служение Богу. И все это происходило в дни, когда кругом дули холодные ветры модернистского богословия и религиозной критики.
          Так бывало не раз в истории христианства. Когда казалось, что церковь Христова близка к смерти и в ней исчезают все признаки духовной жизни, Бог воздвигал Своих посланников и, исполнив их силою Духа Святого, посылал на могущественную проповедь Слова жизни, и это Слово совершало чудо: духовная зима в человеческих душах отступала, и в них водворялось благодатное лето живой веры и пламенной любви ко Христу.

Странствующий проповедник

Тогда Джон стал ездить по всей Англии на лошади и везде бесстрашно проповедовать Евангелие об Иисусе. Он проповедовал в больших залах и маленьких помещениях, перед большим количеством слушателей и в маленьких кружках, короче, там, где предоставлялась возможность. Если ему не удавалось получить помещения, он назначал собрание под открытым небом там, где могло собраться побольше людей. Если он ехал на лошади один, он высвобождал поводья, что позволяло ему читать. Таким способом он подготовил много своих проповедей и одновременно продолжал учиться. Всего он произнес около 50000 проповедей.

Однажды Джон Веслей проповедовал группе аристократов, собравшихся в каком-то фамильном замке. Позже друзья спросили его:
"На какой стих Писания вы проповедовали? Вероятно, на стих "Порождения ехидины"?
"Нет, - ответил великий реформатор, - мой стих был: "Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира".
Веслей знал, что аристократы такие же грешники, как и все прочие люди, и поэтому больше нуждаются во врачевании, нежели в бичевании.

Так как Джон все еще не имел доступа к церквям государственной англиканской церкви, он решил строить собственные дома для собраний в тех местах, куда он приезжал. Они проектировались так, что могли служить церковью и школой. Этим самым делалось что-то и для тех детей, которые не могли посещать школу. В некоторых молитвенных домах были также предусмотрены помещения для странствующих проповедников. Там они могли переночевать, если у них не было другого приюта. Не было забыто и о конюшне для пары лошадей.
          Везде, куда приезжал Джон, послушать его обычно собирались сотни, даже тысячи людей. Со временем стало ясно, что он не сможет один продолжать такое великое дело. Поэтому Джон начал утверждать проповедников-самоучек. Это были мужи, которые в течение недели занимались обычным трудом, а в воскресенье проповедовали. Они получали низкую оплату, были плохо одеты, плохо подготовлены и жили в плохих условиях, но их мужество граничило с геройством. Они ездили на дальние расстояния, чаще всего на лошадях, а иногда и пешком. Кроме того, они, как и сам Джон Веслей, подвергались жестоким преследованиям. Часто власти обрушивались на них с бранью, а иногда и арестовывали.

Веслей заботится о детях и бедных

Особой заботой Веслея были дети и молодежь. Часто, приехав в какой-нибудь город, он первым делом собирал вокруг себя детей. Только тогда он начинал свои собрания. Он никогда не уставал говорить им - впрочем, и взрослым, - что им нужно "верить, любить и быть послушными". Его интерес к детям позволил ему позднее учредить школы, дома и богослужения для молодежи.
          В те годы в Англии было не так уж много богатых людей. Тогда существовала маленькая прослойка относительно зажиточных и, наконец, широкие массы бедняков, которые были либо безработными, либо низкооплачиваемыми. Они жили в жалких нездоровых условиях, а их дети были истощены, оборваны и чаще всего не имели возможности посещать школу. Джон Веслей не остался глух и слеп по отношению к нуждам тех, которые имели меньше, чем он. Сам он жил крайне экономно и скромно, чтобы высвободить больше средств для нуждающихся.
          По мере того, как его дело все больше расширялось, Джон перенес социальные задачи на других. Он основал сиротские приюты и дома, где были организован приют и уход за престарелыми женщинами. Он позаботился об открытии общественной аптеки для бедняков и сам распределял лекарства. Среди зажиточных методистов он собирал благотворительные средства, одежду, продукты питания и топливо и велел распределять их среди бедных и больных. Но деятельность Веслея не ограничивалась только Англией. Он ездил и в Ирландию, Америку, Канаду и на острова Вест-Индии. Везде стекались огромные массы людей, чтобы послушать его.
          Так как Джон сознавал, какое важное значение имеет литература для распространения Благой Вести и ввиду своей учености был расположен к литературному творчеству, он написал около 300 книг и произведений на такие темы, как богословие, история, логика, естествознание, медицина и музыка. Кроме того, он издал много духовных книг. Они были просто оформлены, чтобы люди могли приобрести их за небольшую плату. Эта деятельность так быстро расширилась, что Веслей, в конце концов, основал свое издательство. В дальнейшем он напечатал много сотен песен, часть из которых вышла из-под пера его брата Чарльза.
          Джон Веслей был здравомыслящим, смиренным и искренним мужем Божьим и при его жизни в вопросе "совершенства" дело не дошло до фанатических извращений как после его смерти.
          Веслей умер 2 марта 1791 года, в глубокой старости, в возрасте 88 лет. Бог благословил труд и жизнь этого мужа Божия. В сердце Джона Веслея горело только одно желание - проповедовать добрую весть об Иисусе Христе.

Up